15 самых быстрых поездов в мире: скорость и описание

Технологии Синкансэн за пределами Японии

Синкансэн 700T на испытаниях

Поезд CRH2

Электропоезд класса 395

Использование технологий Синкансэн не ограничивается только Японией.

Тайвань:

На Тайваньской высокоскоростной железной дороге работает поезд серии 700T, построенный Kawasaki Heavy Industries

Китай:

На Китайской железной дороге работает поезд CRH2, построенный CSR Sifang Loco & Rolling Stocks Corporation с получением лицензии от Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Electric Corporation и Hitachi. Его конструкция тесно связана с поездом серии E2.

Великобритания:

Электропоезд Класса 395 был построен на основе разработок Hitachi для синкансэна.

Бразилия:

В настоящее время Япония предлагает свои технологии правительству Бразилии для использования в планируемой системе высокоскоростных железных дорог на линии Рио-де-Жанейро — Сан-Паулу — Кампинас.

США и Канада:

  • Федеральное управление железных дорог США ведет переговоры с рядом стран, обладающих высокоскоростными железными дорогами (такими как Япония, Франция и Испания) о возможности поделиться своим опытом в этой области с США и Канадой.
  • 1 июля 2009 председатель Central Japan Railway Company Есиюки Касаи объявил о возможных планах экспортировать поезда серии N700 на международный рынок.

Вьетнам:

Вьетнамские железные дороги рассматривают использование японских технологий для высокоскоростного железнодорожного сообщения между двумя крупнейшими городами страны: Ханоем и Хошимином. Вьетнам надеется на запуск скоростных поездов к 2020 году.

Виды высокоскоростных поездов

Скоростные поезда в Японии подразделяются на несколько видов, они отличаются классом вагонов, скоростью и ценой на билет. Самыми дорогими и комфортабельными являются «нозоми». Эти поезда способны развивать скорость более 300 километров в час. Количество остановок на их маршруте ограничено, многие туристы считают их экспрессом. Вагоны в подобных составах относятся к самым комфортабельным в Японии, их дизайном занимаются продвинутые компании, известные своими работами на японские корпорации.

Ко второй категории относятся «хикари». Они делают чуть больше остановок, билеты на их маршрут будут иметь заниженную стоимость. Но по классу вагоны не слишком отличаются от «нозоми», к тому же время в пути увеличивается всего лишь на 30 минут.

«Кодама» являются самыми медленными поездами, они останавливаются на всех крупных станциях, что существенно увеличивает время, проведенное в пути. К примеру, разница во времени по одному и тому же маршруту между «нозоми» и «кодама» составляет полтора часа.

Электропоезд модели AVE TALGO-350

AVE TALGO-350

Испанская компания Alta Velocidad Espanola производит поезда с высокими скоростными показателями. Сокращенное название самой фирмы – AVE является не случайным. Оно означает слово «птица» на испанском языке. Известной моделью фирмы является AVE TALGO-350.

Эту модель испанской компании называют «Утка». Такое прозвище связано с внешним дизайном локомотива. Передняя часть модели имеет удлиненный вид, что напоминает клюв утки. Поезд работает по направлениям Мадрид – Барселона, а также Мадрид – Вальядолид.

Основными характеристиками являются:

  • Вместимость вагонов – 318 человек.
  • Наивысшая скорость движения по маршруту – 330 км.
  • Рекордно установленная скорость состава – 365 км.
  • Высокая комфортабельность.

Какой поезд самый быстрый?

Представляем вам трех претендентов, построенных на базе различных технологий. Претенденты совершают регулярные сообщения и используют как обычные колеса и рельсы, так и технологию магнитной подвески.

Первый претендент на магнитной подвеске — MLX01, Япония

Самый быстрый поезд в мире — MLX01. В 2003 году на испытательной трассе JR-Maglev в префектуре Яманаси этим поездом был поставлен абсолютный мировой рекорд скорости в 581км/ч. В двух испытательных попытках (при отсутствии разницы в результатах) поезд MLX01 разогнался до указанной максимальной скорости.

Watch this video on YouTube Embedded with WP YouTube Lyte.

Поезд MLX01 — это флагман скоростных поездов в Японии, и все представители этой технологии служат символом скорости и надежности в мире более 50 лет.

Средняя скорость MLX01 — 300 км/ч, но максимально экспресс может разогнаться до 581 км/ч.

Второй претендент — рельсовый поезд TGV POS V150, Франция

Для рельсовых поездов рекорд скорости — 574,8 км/час, принадлежит самому быстрому в мире поезду на колесах TGV POS. На испытаниях в 2007 году французский электропоезд разогнался до 574,8 км/ч и установил мировой рекорд скорости для такого типа поездов. Рекорд был установлен на магистрали LGV Est между Страсбургом и Парижем.

Watch this video on YouTube Embedded with WP YouTube Lyte.

Таким образом, французы доказали, что хотя магнитная подвеска считается одной из лучших технологий для достижения высоких скоростей, традиционные рельсовые технологии могут давать очень высокие результаты. TGV — это гордость Франции, имеет двигатель мощностью в 25 тысяч лошадей и мчится по обычным рельсам. Французы используют TGV для транспортных перевозок по 150-ти направлениям, в том числе и на международных линиях.

Средняя скорость TGV — 320 км/ч, но если нужно, то всегда в запасе есть рекордная скорость в 575 км/ч.

Третий претендент — рельсовый поезд Хэсе («Гар­мо­ния»), Китай

На пятки главных конкурентов наступают китайцы. Китайский высокоскоростной поезд Хэсе-CRH380BL («Гармония») установил мировой рекорд скорости для серийных поездов, развив максимальную скорость в 487,3 километра в час. Рекорд был установлен на железнодорожной магистрали Пекин-Шанхай, на участке Сюйчжоу—Бэнбу.

Watch this video on YouTube Embedded with WP YouTube Lyte.

Китай — это признанный мировой лидер в области строительства высокоскоростных железных дорог. Сегодня в Китае действуют уже более 7500 км. таких магистралей.

Средняя скорость Хэсе — 350 км/ч. Таким образом «Гармония» — это поезд с самой высокой средней скоростью в мире.

Высокоскоростные подводные туннели

Островное расположение Японии подало специалистам идею создания подводных туннелей, что позволит разгрузить наземные железные дороги и метрополитен. Пока еще проект находится в стадии разработки, но уже известно, что он соединит крупные города с островом Хоккайдо, а протяженность линии составит 54 километра.

Японские специалисты планируют закончить все расчеты уже к следующему году, а через четыре года приступить к строительству новой высокоскоростной магистрали, которая будет проходить под проливом Цугару.

Неизвестно, каким образом сложится будущее японских высокоскоростных поездов, но одно можно сказать с уверенностью уже сейчас — они будут самыми быстрыми и комфортабельными в мире. А иначе в Японии просто не умеют.

Общая информация

Первоначально линии Синкансэн были предназначены для круглосуточных пассажирских и грузовых перевозок. В настоящее время обслуживают только пассажиров. Кроме того, на ночь все линии Синкансэн закрываются с 0:00 до 06:00 утра для проведения обслуживания. В это время продолжают работать обычные поезда, которые идут практически параллельно линиям Синкансэн.

Движение на линиях Синкансэн началось в 1964 году на Токайдо-синкансэн со скорости в 210 км/ч. Линия Токайдо-синкансэн является самой загруженной высокоскоростной железнодорожной линией в мире. На ней перевозится порядка 375 000 пассажиров ежедневно. За год же был перевезён 151 миллион пассажиров (март 2008). В часы пик между Токио и Осакой, крупнейшими городами в Японии, может работать до 10 поездов, состоящих из 16 вагонов каждый (вместимостью 1300 мест). Синкансэн также служит для пассажиров, которые едут на работу в крупные города из отдалённых мест.

В сети «Синкансэн» используется шириной 1435 мм, что отличает её от более старых линий японской железной дороги, имеющих колею 1067 мм. Линии электрифицированы по системе однофазного переменного тока 25 кВ 60 Гц, на линиях мини-синкансэна напряжение составляет 20 кВ.

Уже через три года после начала эксплуатации дорога начала приносить прибыль, а к 1971 году за счёт выручки от продажи билетов и услуг полностью окупила затраты на строительство.

Современные линии, такие, как Нагано, Хокурику и Кюсю, строились с расчётом на скорость 260 км/ч. Более «старые» линии в настоящее время модернизированы до скоростей 285, 300 и 320 км/ч (для Токайдо, Саньё и Тохоку синкансенов соответственно). Таким образом, в мире сейчас всего 4 линии с эксплуатационной скоростью 320 км/ч, из них одна в Японии (Тохоку-Синкансен). Планируется дальнейшее увеличение скорости эксплуатации Тохоку-Синкансена до 360 км/ч к 2020-му году. Ранее планировалось достичь такой скорости к 2013-му году, но этот проект провалился.

Существуют также две линии Мини-Синкансена, которые не являются скоростными, но включены в сеть «обычного» Синкансена, имеют общий подвижной состав, тарифы и т. д.

Япония — страна высоких технологий и патриархальных традиций

Япония расположена в Восточной Азии и занимает практически семь тысяч островов. Эта географическая особенность влияет на весь уклад жизни местных. Население страны, составляющее 127 миллионов человек, проживает в больших городах. Только менее пяти процентов всех японцев могут позволить себе жить вне пределов мегаполиса, причем это деление весьма условно. Ведь в Японии трудно найти площадь, которая бы не использовалась с пользой для государства. Каждый миллиметр земли японцы пытаются застроить различными зданиями, в итоге свободными остаются только прибрежные полосы, подвергающиеся периодическому затоплению.

Но и с этой бедой японцы научились бороться, уже много лет они продвигаются вглубь Тихого океана и Южно-Китайского моря, создавая искусственные острова. Жесткая нехватка свободных земель заставила Японию разработать высокотехнологичную программу по заселению водных территорий, которая очень хорошо показывает себя на протяжении последних десятилетий.

Особенности японской жизни заставляют население постоянно передвигаться по стране. Ежедневно несколько тысяч людей едут из пригорода на работу в свои офисы, расположенные в Токио или Осаке. Избежать толкучки в часы пик и сэкономить время помогает японский скоростной поезд.

Рекорды скорости

Максимальная штатная скорость движения поезда достигается на маршруте Хаябуса и составляет 320 км/ч.

км/ч Поезд Местонахождение Дата Комментарий
200 1000 Type Синкансэн испытательный участок Одавара, в настоящее время часть Токайдо-синкансэн 31 октября
256 1000 Type Синкансэн испытательный участок Одавара 30 марта Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
286 951 Type Синкансэн Санъё-синкансэн 24 февраля Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
319 961 Type Синкансэн испытательный участок Ояма, в настоящее время часть Тохоку-синкансэн 7 декабря Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
325,7 Серия 300 тестовый поезд Токайдо-синкансэн 28 февраля
336 Серия 400 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 26 марта
345 Серия 400 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 19 сентября
345,8 серия 500—900 «WIN350» Санъё-синкансэн 6 августа
350,4 серия 500—900 «WIN350» Санъё-синкансэн 8 августа
352 Class 952/953 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 30 октября
425 Class 952/953 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 21 декабря
426,6 Class 955 (300X) тестовый поезд Токайдо-синкансэн 11 июля
443 Class 955 (300X) тестовый поезд Токайдо-синкансэн 26 июля

Рекорды скорости

Максимальная штатная скорость движения поезда достигается на маршруте Хаябуса и составляет 320 км/ч.

км/ч Поезд Местонахождение Дата Комментарий
200 1000 Type Синкансэн испытательный участок Одавара, в настоящее время часть Токайдо-синкансэн 31 октября
256 1000 Type Синкансэн испытательный участок Одавара 30 марта Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
286 951 Type Синкансэн Санъё-синкансэн 24 февраля Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
319 961 Type Синкансэн испытательный участок Ояма, в настоящее время часть Тохоку-синкансэн 7 декабря Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
325,7 Серия 300 тестовый поезд Токайдо-синкансэн 28 февраля
336 Серия 400 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 26 марта
345 Серия 400 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 19 сентября
345,8 серия 500—900 «WIN350» Санъё-синкансэн 6 августа
350,4 серия 500—900 «WIN350» Санъё-синкансэн 8 августа
352 Class 952/953 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 30 октября
425 Class 952/953 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 21 декабря
426,6 Class 955 (300X) тестовый поезд Токайдо-синкансэн 11 июля
443 Class 955 (300X) тестовый поезд Токайдо-синкансэн 26 июля

Обзор

На большей части Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку пассажирские перевозки осуществляются шестью компаниями Группы Японских железных дорог, которые принадлежали государству до 1987 года. Седьмая — перевозит грузы, покупая у пассажирских компаний право пользования инфраструктурой. Кроме них также существует более 110 железнодорожных компаний, как частных, так и финансируемых региональными администрациями.

27 182 км железных дорог покрывают практически всю территорию страны. Группа Японских железных дорог управляет 20 135 км из этих линий, остальные принадлежат местным компаниям. Железные дороги Японии перевозят 23 млрд пассажиров, и 46,2 миллиона тонн грузов ежегодно (по состоянию на 2008 год). Для сравнения, в России 86 тыс. км железных дорог, и они в том же году перевезли 1,3 млрд пассажиров и 1304 миллионов тонн грузов. С 1982 года и до момента приватизации происходило значительное сокращение железнодорожной сети, а также снижение доли железнодорожного транспорта как в перевозке пассажиров, так и в грузообороте. Несмотря на это, на железнодорожный транспорт до сих пор приходится наибольшая часть пассажиропотока.

В городах Иокогама, Киото, Кобе, Нагоя, Осака, Саппоро, Сендай, Токио и Фукуока действуют системы метрополитена. Однако, в отличие от Европы, большая часть пассажиропотока приходится на наземные электрички, имеющие хорошоразветвлённую городскую сеть. В техническом смысле наземные электрички и метрополитен (по габариту и виду электрификации) могут не различаться вообще, однако тарифицируются они всегда по-разному, принадлежа разным операторам. Также многие города имеют трамвайные и монорельсовые системы. Некоторые системы городского наземного транспорта имеют систему автоведения, позволяющую обходиться без машинистов.

В Японии была построена первая в мире высокоскоростная железнодорожная линия — Синкансэн, который к сегодняшнему дню связывает крупнейшие города Японии на скорости до 320 км/ч (на линии Тохоку-Синкансен). Однако поезда, следующие по обычным линиям, можно лишь относительно назвать медленными, так как они движутся в основном со скоростью 130 км/ч (увеличение скорости до 160 км/ч требует установку усовершенствованных систем сигнализации).

Японские железные дороги перевезли 46,2 млн тонн товаров в 2008 финансовом году. Их доля в национальных грузоперевозках — всего 0,84 %.

Классификация поездов

Одним из основных производителей поездов Синкансэн являются компании Hitachi и Nippon Sharyo (яп. т.с.).

В Японии есть 3 основных типа маршрутов: Нодзоми (のぞみ), Хикари (ひかり) и Кодама (こだま).

Их отличие друг от друга состоит в скорости, количестве остановок, комфортабельности и стоимости, например:

Нодзоми (のぞみ) — что в переводе с японского означает «Надежда» — самый быстрый класс поездов, развивает скорость до 300-320 км/ч. Делает минимум остановок. Т.е. например, если ехать по маршруту «Токайдо», то он сделает только остановки в г. Токио, Иокогама, Нагоя, Киото и Осака, соответственно. Билеты самые дорогие и на поезда данного класса не распространяются какие-либо проездные билеты. От Токио до Осака доезжает примерно за 2 часа 20 минут.

Хикари (ひかり), в пер. с яп. «Сияние, свет» — более низкий класс поездов, которые делают значительно больше остановок и по скорости немного уступают вышеупомянутым (до 270км/ч). Я пользовался и тем и тем классом и могу сказать, что отличия не значительны — в поездах класса Хикари более крупные окна, нет розеток ну и чуть дольше по времени ехать. Билеты стоят немного дешевле, чем на Нодзоми. От Токио до Осака доезжает примерно за 2 часа 40 минут.

Кодама (こだま) — самые медленный класс поездов. Делают остановки на всех крупных станциях. В основном нужны для того, добраться до своей станции от более крупных вокзалов, где останавливаются Нозоми или Хикари. На расстоянии 540 км (Токио-Осака) тратит порядка 3 с хвостиком часов.

Также, есть и дополнительные маршруты:

Цубамэ (つばめ), что в переводе означает «Ласточка». Одни из самых быстрых и комфортабельных серий Синкансэн. Такие поезда обладают самыми передовыми технологиями вагоностроения. Курсируют по острову Кюсю.

Хаятэ (はやて), что можно перевести как «шторм». Маршруты Токио-Сэндай, Мориока или Хатинохэ. Аналог Нодзоми, т.к. является самым быстрым маршрутом на этом участке (всего 275км/ч). Преодолевает расстояние за 2,5 часа (до Хатинохэ — 3 часа).

Ямабико (やまびこ) — «эхо». Аналог Хикари на том же маршруте, что указан выше.

Классификация маршрутов японских поездов

Сверхскоростные японские монстры

  •  Нодзоми являются самыми скоростными поездами. Их маршрут проходит от Токио до Осаки через Иокогаму, Нагою и Киото. В пути состав делает минимум остановок и развивает скорость до 320 км/час. Путешествие длится чуть больше 2 часов. Стоимость билетов, как правило, на порядок выше, чем на поезда Хикари и Кодама.
  • Хикари считаются маршрутами среднего класса, хотя принципиальных отличий от Нодзоми практически нет. Скорость поездки не превышает 270 км/ч, а количество остановок чуть больше, чем в предыдущем варианте. Длительность путешествия тоже не существенно отличается – до 2,5 часов. Поэтому, большинство предпочитает не переплачивать за Нодзоми и ездить на Хикари.
  • Кодама – наиболее медленный класс поездов из-за того, что они совершают остановки на всех крупных станциях. По выше упомянутому маршруту придется ехать около 3,5 часов.

Успешный пример японского синкансэна как катализатор развития высокоскоростных железных дорог во всём мире

В 1957 году, когда концепция линии синкансэна Токайдо начала приобретать конкретные формы на фоне послевоенного увеличения грузоперевозок, проект столкнулся с немалым количеством противников, приводивших в пример угасание железных дорог в Соединённых Штатах. Однако после начала движения синкансэна по линии Токайдо в 1964 году пассажиропоток неизменно увеличивался. В преддверии ЭКСПО в Осаке в 1970 г. было достигнуто наращивание мощности перевозок в том числе с помощью таких мер, как увеличение частоты движения поездов и длины состава с 12 до 16 вагонов. В 1972 г. состоялось открытие линии Санъё на участке Осака-Окаяма, в 1975 г. эта линия была продлена до города Хаката в префектуре Фукуока. Практически одновременно в поездах синкансэн появились вагоны-рестораны и повысился уровень предоставляемых услуг.

Однако наряду с этим 70-е годы ознаменовались появлением проблем, связанных со старением путей линии Токайдо, а также с жалобами окрестного населения на шум и нежелательную вибрацию. Для обновления магистрали с 1974 по 1982 гг. периодически проводились комплексные техосмотры и специальные работы, сопровождавшиеся прерыванием движения поездов примерно на полдня. В 1986 году было достигнуто примирение по иску от проживающих поблизости от железнодорожной линии граждан и приняты соответствующие меры, включая установку звукоизоляционных щитов и модернизацию вагонов.

Несмотря на наличие отдельных проблем, в целом суперэкспресс синкансэн оказался успешным проектом, обеспечивающим безопасные перевозки пассажиров и приносящий прибыль. Этот успех вдохновил весь мир, в особенности европейские страны, на развитие высокоскоростных железных дорог. В 1981 г. во Франции состоялся запуск линии скоростных поездов TGV, в 1991 в Германии был запущен Intercity-Express (ICE). Благодаря тому, что скорость французского TGV, достигавшая 270 км/ч, на тот момент превышала максимальную скорость японского синкансэна (210 км/ч), Франция обеспечила себе триумфальное возвращение пальмы первенства мирового лидера скоростных железных дорог. Впоследствии Япония также занялась разработками по увеличению скорости, и на данный момент скорость синкансэна на линии Тохоку не уступает TGV, достигая 320 км/ч.

В условиях острой мировой конкуренции в сфере создания еще более быстрых скоростных поездов в Японии с 1962 г. ведутся разработки поездов на магнитной подушке (т. н. магнитолевитационных) – маглевов. В 1997 году на испытательной линии маглев с пассажирами развил максимальную скорость 531 км/ч. В 2027 году JR Tokai планирует открыть линию поездов на магнитной подушке, движущихся с скоростью 505 км/ч, на участке Токио – Нагоя (линия Тюо).

От несбывшихся планов «поезда-пули» к воплощению мечты о суперэкспрессе

Первая железная дорога появилась в Японии при императоре Мэйдзи, в 1872 году, и соединяла токийскую станцию Симбаси с городом Йокогама. Железная дорога была построена по английской технологии, и решение о применении узкой, так называемой Капской колеи (1067 мм) принималось японским правительством в том числе с учётом рекомендаций английских инженеров. Считалось, что узкая колея окажется оптимальным вариантом для Японии с учётом её гористого рельефа. Сеть узкоколейных железных дорог стала успешно распространяться по Японии силами государственной железнодорожной компании JNR, предшественника компании JR.

В конце эпохи правления императора Мэйдзи несколько раз возникали планы перехода на стандартную колею шириной 1435 мм. Сторонники перехода мотивировали свои планы необходимостью унификации стандартов с железными дорогами на Корейском полуострове и в Маньчжурии (северо-восточная часть Китая), прокладкой и управлением которых в то время занималась Япония, а также увеличением скорости движения поездов, однако этим планам, ставшим разменной монетой в политических сражениях, не суждено было сбыться. В 1939 году, уже при императоре Сёва, был разработан проект прокладки новой ширококолейной линии для движения скоростных поездов на двух перегруженных транспортных маршрутах – линиях Токайдо и Санъё. В преддверии реализации данного проекта началась скупка земельных участков и строительство тоннелей, однако развитие военных действий в Тихоокеанской войне оказалось фатальным для этого плана, успевшего получить амбициозное название «поезд-пуля». Впрочем, приложенные усилия не пропали зря – закупленные земли и построенные участки тоннелей стали эксплуатироваться при движении по линии Токайдо суперэкспресса синкансэн после окончания войны.

AVE: самопровозглашенные европейские лидеры

На звание самой крупной сети ВСМ в Европе претендует испанская AVE (Alta Velocidad Española). По данным правительства Испании, протяженность высокоскоростных линий в стране составляет около 3,1 тысячи километров, что делает систему второй в мире по протяженности. Однако в Испании к ВСМ принято относить и те участки, которые, согласно международной классификации, можно считать только скоростными (без приставки «высоко-»). Протяженность линий, соответствующих международным требованиям ВСМ, составляет лишь около 1,5 тысячи километров. Среди них Мадрид — Барселона (вместе с участком до французского Перпиньяна), Мадрид — Валенсия — Альбасете, Мадрид — Севилья, Мадрид — Леон. Отметим, что первые ВСМ в Испании были открыты в 1992 году.

commons.wikimedia.org

Технологии Синкансэн за пределами Японии

Синкансэн 700T на испытаниях

Поезд CRH2

Электропоезд класса 395

Использование технологий Синкансэн не ограничивается только Японией.

Тайвань:

На Тайваньской высокоскоростной железной дороге работает поезд серии 700T, построенный Kawasaki Heavy Industries

Китай:

На Китайской железной дороге работает поезд CRH2, построенный CSR Sifang Loco & Rolling Stocks Corporation с получением лицензии от Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Electric Corporation и Hitachi. Его конструкция тесно связана с поездом серии E2.

Великобритания:

Электропоезд Класса 395 был построен на основе разработок Hitachi для синкансэна.

Бразилия:

В настоящее время Япония предлагает свои технологии правительству Бразилии для использования в планируемой системе высокоскоростных железных дорог на линии Рио-де-Жанейро — Сан-Паулу — Кампинас.

США и Канада:

  • Федеральное управление железных дорог США ведет переговоры с рядом стран, обладающих высокоскоростными железными дорогами (такими как Япония, Франция и Испания) о возможности поделиться своим опытом в этой области с США и Канадой.
  • 1 июля 2009 председатель Central Japan Railway Company Есиюки Касаи объявил о возможных планах экспортировать поезда серии N700 на международный рынок.

Вьетнам:

Вьетнамские железные дороги рассматривают использование японских технологий для высокоскоростного железнодорожного сообщения между двумя крупнейшими городами страны: Ханоем и Хошимином. Вьетнам надеется на запуск скоростных поездов к 2020 году.

Общая информация

Первоначально линии Синкансэн были предназначены для круглосуточных пассажирских и грузовых перевозок. В настоящее время обслуживают только пассажиров, а также ночью все линии Синкансэн закрываются с 0:00 до 06:00 утра для проведения обслуживания. В это время продолжают работать обычные поезда, которые идут практически параллельно линиям Синкансэн.

Движение на линиях Синкансэн началось в 1964 году на Токайдо-синкансэн со скорости в 210 км/ч. Линия Токайдо-синкансэн является самой загруженной высокоскоростной железнодорожной линией в мире. На ней перевозится порядка 375 000 пассажиров ежедневно. За год же был перевезен 151 миллион пассажиров (март 2008). В часы пик между Токио и Осакой, крупнейшими городами в Японии, может работать до 10 поездов, состоящих из 16 вагонов каждый (вместимостью 1300 мест). Синкансэн также служит для пассажиров, которые едут на работу в крупные города из отдалённых мест.

В сети «Синкансэн» используется шириной 1435 мм, что отличает её от более старых линий японской железной дороги, имеющих колею 1067 мм. Линии электрифицированы по системе однофазного переменного тока 25 кВ 60 Гц, на линиях мини-синкансэна напряжение составляет 20 кВ.

Уже через три года после начала эксплуатации дорога начала приносить прибыль, а к 1971 году за счёт выручки от продажи билетов и услуг полностью окупила затраты на строительство.

Современные линии, такие, как Нагано, Хокурику и Кюсю, строились с расчётом на скорость 260 км/ч. Более «старые» линии в настоящее время модернизированы до скоростей 285, 300 и 320 км/ч (для Токайдо, Саньё и Тохоку синкансенов соответственно). Таким образом, в мире сейчас всего 4 линии с эксплуатационной скоростью 320 км/ч, из них одна в Японии — Тохоку-Синкансен. Планируется дальнейшее увеличение скорости эксплуатации Тохоку-Синкансена до 360 км/ч к 2020-му году. Ранее планировалось достичь такой скорости к 2013-му году, но этот проект провалился.

Существуют также две линии Мини-Синкансена, которые не являются скоростными, но включёны в сеть «обычного» Синкансена, имеют общий подвижной состав, тарифы и т. д.

Рекорды скорости

Максимальная штатная скорость движения поезда достигается на маршруте Хаябуса и составляет 320 км/ч.

км/ч Поезд Местонахождение Дата Комментарий
200 1000 Type Синкансэн испытательный участок Одавара, в настоящее время часть Токайдо-синкансэн 31 октября
256 1000 Type Синкансэн испытательный участок Одавара 30 марта Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
286 951 Type Синкансэн Санъё-синкансэн 24 февраля Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
319 961 Type Синкансэн испытательный участок Ояма, в настоящее время часть Тохоку-синкансэн 7 декабря Побит прошлый мировой рекорд по скорости на электропоезде.
325,7 Серия 300 тестовый поезд Токайдо-синкансэн 28 февраля
336 Серия 400 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 26 марта
345 Серия 400 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 19 сентября
345,8 серия 500—900 «WIN350» Санъё-синкансэн 6 августа
350,4 серия 500—900 «WIN350» Санъё-синкансэн 8 августа
352 Class 952/953 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 30 октября
425 Class 952/953 тестовый поезд Дзёэцу-синкансэн 21 декабря
426,6 Class 955 (300X) тестовый поезд Токайдо-синкансэн 11 июля
443 Class 955 (300X) тестовый поезд Токайдо-синкансэн 26 июля

Скоростные поезда: факты и цифры

Первый скоростной поезд, построенный компанией Hitachi, начал работать 1 октября 1964 года между Токио и Осакой, Япония.

Если скоростные поезда отстают от графика более чем на одну минуту, они считаются официально «опоздавшими».

Если скоростные поезда отстают от графика более чем на пять минут, управляющая ими компания должна объясниться с правительством.

Hitachi, которая строила сверхскоростные поезда с 1960-х годов, принесла технологию сверхскоростных поездов в Великобританию. В 2009 году компания представила самый быстрый внутренний поезд в Великобритании, который называется «Javelin» (на фото в Сент-Панкрасе). Поезд в пути разгоняется до 225 км/ч. 

Средняя задержка поезда-пули составляет около 30 секунд.

В сети скоростных поездов рекорд по смертности пассажиров за 55 лет эксплуатации равен нулю.

Скоростные поезда не просто тихие для пассажиров внутри. Они тихие для тех, кто стоит снаружи, когда поезд проносится на большой скорости мимо. Шум поезда никогда не превышает 75 децибел во время движения. Для сравнения: легковой автомобиль, движущийся со скоростью 104 км в час, в 7 метрах от дома создает шум в 77 дБ.

Восточная японская железная дорога в настоящее время тестирует новейший поезд Shinkansen Alfa-X, который она надеется эксплуатировать на новой линии со скоростью до 360 км/ч.

Необыкновенный сверхскоростной поезд Alfa-X bullet – японский скоростной поезд следующего поколения, который будет курсировать со скоростью 360 км/ч

Японские вагоны нового поезда Shinkansen Alfa-X на 0,3 метра шире, чем в скоростных поездах в Европе.

Последнее поколение скоростных японских поездов используют около половины электроэнергии, которую затрачивают европейские современные скоростные поезда.

Сеть высокоскоростных железных дорог Японии подключена к датчикам землетрясений. Если приборы обнаружат колебания земли, то скоростные поезда останавливаются автоматически.

Японский сверхскоростной поезд: первый запуск

Потребность в новых железнодорожных магистралях появилась в Японии перед проведением восемнадцатой летней Олимпиады. Дело в том, что до этого времени железнодорожное полотно являлось узкоколейкой. Данный факт не соответствовал международным стандартам и существенно замедлял развитие отрасли. Поэтому в 1964 году была запущена первая линия Синкансэн, соединившая Токио и Осаку. Протяженность железной дороги составляла чуть более 500 километров.

В то время скоростные поезда Японии побили все рекорды, развив скорость 220 километров в час. Несмотря на трудности в экономике, японское правительство сумело выделить денежные средства на развитие железнодорожной отрасли в стране. В итоге Синкансэн стала одним из ярчайших символов Страны восходящего солнца.

Инновационные японские поезда

Даже вагоны бизнес-классов загружены

Сегодня же в Японии путешествие на поезде комфортнее перелета. Синкасэны ходят с интервалом в полчаса, и стоят сравнительно недорого – для взрослого 130$, для ребенка – 65$. Вне зависимости от уровня поезда, везде мягкие и удобные сиденья, имеются автоматы с кофе и напитками, кроме того, обслуживающий персонал всегда готов принести вам еду или напиток. Поезда оборудованы курилками и туалетами.

Комфортабельный и быстрый вид транспорта

К тому же, преимущество вокзалов в том, что они, как правило, располагаются в центре города, а до аэропорта добираются на окраину. В последние годы авиакомпании стараются снижать цены на перелеты, так как большинство населения предпочитает путешествовать на скоростном рельсовом транспорте.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий