Джокер

Комиксы 2010 годов — атака Джокера на Бэт-семью

После нового ребута вселенной DC в 2011 году Джокер пропал из комиксов про Бэтмена на целый год, прежде чем вернуться в новом кроссовере бэт-линеек в 2012. Кроссовер “Смерть семьи” объединил все выходящие серии про Бэт-семью, когда Джокер начал атаковать близких Темного рыцаря, веря, что семья и союзники ослабили Бэтмена, как героя. Казалось, что в конце истории персонаж погиб, но это оказалось не так, и Джокер снова вернулся в 2014 году в сюжете “Эндшпиль”, где выдвигалась теория, что Джокер может быть бессмертным с обретенной регенерацией. В конце сюжета оба главных соперника погибают, но через некоторое время выясняется, что Бэтмен выжил, а вот судьба Джокера была неизвестна, пока он совсем недавно не вернулся в сюжете “Война шуток и загадок” уже в DC Rebirth. Также одной из тайн Rebirth стала возможность того, что существует целых три Джокера. Но это нам ещё предстоит узнать.

80-е годы первый серьезный фильм. В роли Джокера — Джек Николсон

В 1989 году мир наконец-то увидел высокобюджетную экранизацию Бэтмена от режиссера Тима Бертона. В ней Джокером стал грабитель Джек Напье, убивший родителей Брюса Уэйна. Джек упал в чан с химией, убегая от Бэтмена. Джокер в исполнении Джека Николсона объединил в себе две версии персонажа — визуально вдохновленный дизайном грабителя, который создали Адамс и О’Нил в начале 70-х, но в совокупности с комическими трюками и гаджетами от Джокера Ромеро и того образа жестокого маньяка, который был у персонажа в 70-х и 80-х годах. Но даже эта версия сначала была принята враждебно, такое мрачное воплощение персонажа было непривычным для зрителя, в конце концов прошлое живое воплощение персонажа в сериале “Бэтмен” имело огромный успех и утвердило, то как должен выглядеть персонаж.

Также в 1989 году произошло первое появление персонажа в видеоигре, Джокер появился во второй игре про Бэтмена “Batman: The Caped Crusader” для различных игровых систем, таких как ZX Spectrum и Commodore 64.

1970-е годы — возвращение безумного убийцы и психопата Джокера на страницы комиксов

После закрытия сериала Бэтмен в попытках продавать больше комиксов о Бэтмене было принято решение вернуть его к более зрелому повествованию, чтобы избавиться от того юмористического образа, который стал популярен под воздействием сериала.
Джокер, который вернулся в комиксы после четырехлетнего хиатуса в 1973 году, вернулся к своим корням жестокого серийного убийцы, снова став достойным противником для Бэтмена.

Именно под пером Нила Адамса и Дениса О’Нила Джокер стал изображаться не только как убийца, но и как безумец. Теперь в отличие от ранней эпохи злодей стал реже использоваться в сюжетах в качестве стандартного оппонента Бэтмена, чтобы сохранить статус главного и самого опасного противника Рыцаря в плаще.

Джокер даже получил свою собственную серию комиксов в 1975 году, когда впервые DC Comics представили злодея в качестве главного героя, но отсутствие Бэтмена (и то, что в конце каждого выпуска Джокера арестовывали) привело к закрытию серии после 9 выпусков.

В середине 70-х на пост редактора DC пришла Дженетт Кан, и под её управлением популярность Джокера только выросла.

Известные истории того времени, как например “Joker Fish”, по полной раскрывают его психическую нестабильность и его склонность к убийствам. Джокер становится персонажем, который по-настоящему пугает, он больше не легкая мишень, победа над ним становится действительно значимой. Этот период в истории комиксов больше всего повлиял на характер персонажа, которого мы знаем.

В анимации


В мультфильме «Бэтмен: Под колпаком» Джокера озвучил Джон Ди Маджио — голос Бендера и пса Джейка

В мультфильмах клоун-принц преступного мира регулярно появляется ещё с начала 1970-х и, как можно догадаться, в основном предстаёт либо дурашливым и безобидным хулиганом, либо довольно внушительным злодеем, но всё равно без перегибов. А что поделать: целевой аудитории надо продавать игрушки, а не ночные кошмары.
По крайней мере, это касается телевидения — в анимации на DVD у создателей куда больше свободы. Как только Warner Bros. решилась выпускать мультфильмы не только для детей, нарисованный Джокер стал куда жёстче. В полнометражке «Бэтмен: Под колпаком» он забивает Робина монтировкой и перерезает человеку горло разбитым стаканом, а в экранизации «Возвращения Тёмного рыцаря» травит газом целый зрительный зал. Пару лет назад мультфильмом стала даже провокационная «Убийственная шутка» — правда, вышло не очень, хоть персонажа в очередной раз озвучил бесподобный Марк Хэмилл. Именно его голос и смех считаются эталонными, когда речь заходит о Джокере, а всё благодаря культовому мультсериалу девяностых за авторством Брюса Тимма и Пола Дини. Там бывший джедай раскрылся с неожиданной даже для самого себя стороны и с тех пор уже двадцать семь лет играет любимого персонажа в разных проектах.

Но, пожалуй, настоящим бенефисом Хэмилла стал мультфильм «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера» 2000 года. Именно он был первым шагом DC в направлении взрослой анимации, а создатели наконец-то показали лучшую версию злодея без поправок на юную аудиторию. В знакомой вселенной мультсериала развернулся самый настоящий триллер с лихо закрученной интригой и парой вправду шокирующих эпизодов. Если захотите оценить фильм самостоятельно, ищите расширенную версию — она ещё эффектнее.

Биография

Прошлое Джокера остается покрытым тайной до сих пор, несмотря на всю семидесятилетнюю историю персонажа. DC продолжает придерживаться теории Алана Мура о многовариантном прошлом зловещего клоуна. Возможно, даже сам Джокер уже не помнит, кем он был до той ночи, когда он надел Красный Колпак. По признанной канонической версии человек, ставший Джокером (возможно, он был неудачливым комедиантом, а возможно, и гангстером), упал в кислоту, испугавшись Бэтмена, когда в костюме Красного колпака участвовал в ограблении карточной фабрики. В результате он сошёл с ума, получил белую кожу, чёрные круги вокруг глаз и зелёные волосы, а на лице у него навсегда застыла улыбка.

Некоторое время спустя, после инцидента с Колпаком, в Готэме был обнаружен склад, полный улыбающихся трупов. А на экранах телевизоров возник странный персонаж в фиолетовом костюме, который заранее анонсировал, кого и когда он собирается убить. Бэтмену и комиссару Гордону пришлось приложить множество усилий, чтобы остановить Джокера, который расправился с владельцами злосчастного завода и намеревался отравить готэмское водохранилище. В итоге злодей оказался в психлечебнице Аркхэм, пациентов которой он незадолго до этого выпустил на улицы города.

Позже у Джокера появилась напарница, Харли Квинн, одетая в костюм арлекина и безумно влюблённая в маньяка. Также, по некоторым версиям, у него была беременная жена Дженни, которая погибла в результате несчастного случая, и Джокер иногда из-за неё переживал.

Лёгкие цели

Джокер начинает стрельбу из мощной снайперской винтовки, в результате стрельбы, он убивает мэра Дикерсона и Суперинтендента, все для того, чтобы заставить жителей города оставаться дома  во время рождественских праздников. Затем, он становится причиной серьёзных преступлений в Готэме, прежде чем раскрыться, он заложил бомбы по всему городу, в качестве «рождественского подарка» для Бэтмена, в результате чего ему приходится спешить, чтобы спасти большое количество рождественских покупателей от смерти. Джокер затем начинает стрельбу в ряде крупных мест, где он убивает несколько детективов, только быть подстрелить Мэгги Сойера, после чего его бомба взрывается, но из игрушечного магазина уже были эвакуированы люди, в конечном счёте Джокер приходит в себя уже в больнице и смеётся над кровавой бойней, которую он устроил.

Возрождение

В комиксе Бэтмен №655, Джокеру в лицо выстрелил душевнобольной полицейский, сделав его инвалидами на некоторое время. После прохождения интенсивной пластической хирургии и некоторой физиотерапии, Джокер появился в комиксе Бэтмен №663 с абсолютно новым видом. В то время как он находился в отделении интенсивной терапии, он разработал еще более опасную форму своего Яда, дав его Харли Квинн, чтобы убить своих бывших партнеров, чтобы сигнализировать о духовном возрождении. Позже, он пришёл в ярость, предпринимая попытки убить Харли Квинн, что стало бы кульминационным моментом в его возрождении, но Бэтмен остановил его, и посредством этих событий Джокер присоединяется к Чёрной Перчатке.

Лики смерти

После событий Флешпоинта, моменты истории Джокера могли быть изменены, но личность Джокера не изменилась в New 52.В комиксе Detective Comics #1, он появляется как основной подозреваемый в ряде убийств в Готэме, он использовал чёрную рубашку, и в конце этого комикса, мы видим, что его лицо было отрезано Кукольником.

Мультфильмы 90-х. Новый Джокер

В 90-х появилась одна из лучших инкарнаций персонажа вне комиксов. Задуманный как спин-офф и вдохновленный фильмами “Бэтмен” и “Бэтмен. возвращается”, мультсериал ‘Batman: The Animated Series’ вышел в 1992 году и во второй серии “Рождество с Джокером” представил новое воплощение персонажа — Клоуна Короля-преступности. Героя озвучил актёр Марк Хэмилл.

Хэмилл представил одновременно зловещий и дико комедийный характер персонажа и, несмотря на то, что образ сильно вдохновлен Николсоном, он был принят мейнстримной публикой, а Марк Хэмилл до сих пор озвучивает Джокера в различных мультипликационных проектах DC.

Мультсериал ‘Batman: The Animated Series’ стал настоящим прорывом, он принёс в западную анимацию доселе невиданный уровень насилия и мрачности, при этом оставаясь для детского рейтинга, а заодно и создал свою анимационную вселенную. Кроме всего вышеперечисленного мультфильм значительно расширил мифологию Джокера, добавив ему нового напарника — Харли Квинн. Бывшая психиатр лечебницы Аркхэм, которая влюбилась в Джокера и встала на преступный путь, впервые появилась в 1992 году в эпизоде “Услуга Джокера”, но персонаж стал настолько популярен, что её ввели в комиксы в 1999 в сюжетной арке “Ничья земля”, позволив стать регулярным соучастником Джокера.

Комиксы про Джокера 1940-е и 50-е годы. От безжалостного убийцы до вора-трикстера

Бэтмен появился в далеком 1939 году в 27 номере журнала «Detective Comics», но вот серию с названием в его честь он получил только год спустя. В первом выпуске новой комикс-серии «Batman» Бэтмен и Робин сражались против нового врага-маньяка по имени Джокер.

Знаменитый дизайн клоуна от Боба Кейна был вдохновлен Конрадом Фейдтом, а точнее его ролью Гуиплена в фильме “Человек, который смеётся” (1928)

Соавтор и сосоздатель персонажа Билл Фингер планировал, что Джокер погибнет сразу в конце своего первого появления. Джокеру проткнули сердце, но редактор решил добавить в последнюю панель номера сцену того, как Джокер выживает.

Злодей стал часто появляющимся персонажем и совсем скоро заслужил титул злейшего врага Бэтмена и Робина. В ранние годы он был безжалостным убийцей — почти все его преступления являлись тяжкими и особо тяжкими. Затем Джек Шифф стал редактором Бэтмена, и Джокер становится мягче, чаще совершая меняя тяжкие преступлении без убийств, чтобы таким образом комиксы могли продаваться детям. Но окончательно Джокер преобразился в середине 50-х после введения Комикс-код, который запрещал жестокость и насилие в комиксах. Из маньяка-убийцы Джокер стал вором-трикстером, превратившись в гораздо более смешного и менее опасного врага для Бэтмена.

Комиксы 2000-х — Джокер личный враг Бетмена

Поскольку популярность фильмов про Бэтмена сошла почти на нет (спасибо ‘Бэтмен и Робин и Бэтмен: Навсегда’), персонаж Джокера перестал быть похож на образ Николсона, уходя от криминального образа в сторону личного врага Бэтмена — он стал одержим идеей доказать, что они с Бэтменом похожи, пытаясь сломить разум и волю Брюса Уэйна. Вышедший в 2001 году сюжет “Император Джокер” имел большой успех, в нем Джокер получил силу Мистер Миксиспитлика по манипуляции реальности и использовал её для пыток и убийства Бэтмена (до того, как он осознал, что не может жить без противостояния с Темным Рыцарем).

Нулевые были богаты на внекомиксные воплощения персонажа, которые оставили свой след в популярной культуре. Образ Хэмилловского Джокера добрался до 21 века, появляясь в “Лиге Справедливости” и ее продолжении “Лига Справедливости. Без границ”, но совершенно другого Джокера представили в новом мультсериале “Бэтмен” (2004-2008).

Воплотил его Кевин Майкл Ричардсон и, хотя этот Джокер все равно опирался на версию Хэмилла, тут был серьезно пересмотрен дизайн, чтобы подчеркнуть его безумие, дополняя это все прической в виде шутовского колпака.

Марк Хэмилл вернулся к озвучке Джокера в 2009 году в видеоигре ” Batman: Arkham Asylum”, опираясь в своем исполнении на образ из мультипликации. Игра имела огромный успех, и Хэмилл согласился на озвучку в продолжениях игры “Arkham City” и “Arkham Knight”. А Джокер из серии игр ‘Arkham’ — определенно великолепный пример реализации этого персонажа.

Несмотря на все эти запоминающиеся образы Джокера, самым главным воплощением персонажа в нулевых будет его новое появление на большом экране. Успех первой части перезапуска Бэтмена не заставил долго ждать продолжения, и в 2008 году вышел сиквел под названием “Темный рыцарь”. В новом фильме Кристофера Нолана антагонистом Бэтмена стал Джокер, эта роль досталась Хиту Леджеру. Мрачность и реалистичность трилогии Нолана сделало Джокера настоящим психопатом-убийцей с соответствующими шутками и навязчивыми попытками уничтожить Бэтмена морально. Местами Джокер Леджера несет в своем обличье сумасшествие, но при этом пропагандирует философские мысли. А где-то он ведет себя просто как террорист, понятно одно, что Нолан показал очень глубокого и интересного злодея, о действиях и поступках которого можно задуматься. Сам актер говорил, что эта роль была очень трудна для него и вымотала его морально и физически. Неудивительно, что Хит Леджер получил Оскар за лучшую мужскую роль второго плана, к сожалению, посмертно. 22 января 2008 года Хита Леджера нашли мертвым, официальной причиной смерти назван несчастный случай — непреднамеренная передозировка прописанных врачом лекарств.

Джокер в играх и мультфильмах 2010-х годов

В десятых годах мы получили немалое количество воплощений персонажа. Тут было и его появление в игре-приквеле к серии «Arkham», “Arkham Origins”, где актером озвучки стал Трой Бейкер. Джокер дебютировал в серии игр “Lego Batman”, где его озвучил Кристофер Кори Смит, который также вдохновлялся Джокером Хэмилла, но без насилия (игра все-таки 6+).

Также Джокер, точнее персонаж уж очень похожий на него и который использует его характер, ужимки и т.д., но которого так и не назвали каноническим именем, появился в сериале Готэм, где его сыграл Камерон Монахэн, продемонстрировавший обычного психопата. Много споров возникает вокруг следующего исполнителя роли Джокера на большом экране, а именно Джареда Лето. Персонаж появился в фильме “Отряд самоубийц”, играя далеко не самую важную второстепенную роль. Поэтому пока сложно судить, насколько плохо или хорошо справился Лето. Его Джокер сочетает прошлые повадки киновоплощений — он безумен, он современный гангстер, но ко всему этому добавляется его вроде как влюбленность в Харли Квинн. Также в 2016 году Марк Хэмилл снова вернулся к роли Джокера в мультфильме-экранизации комикса “Убийственная шутка”. А последним на данным момент воплощением можно считать Зака Галифианакиса в роли актера-озвучивания в мультфильме “Лего фильм: Бэтмен”.

90-е годы — Джокер главный враг Бэтмена

Готический Бэтмен от Тима Бертона оказал большое влияние на комиксы, на протяжении 90-х характер Джокера не менялся и опирался на воплощении из ставшего культовым фильма, он был безумным трикстером-убийцей.

Также в этот период он снова стал чаще выступать в качестве противника Бэтмена, конечно, не так часто как в первые годы.

Возможно в это десятилетие самым знаковым моментом для комикс-персонажа будет “Images” (Batman: Legends of the Dark Knight #50), где пересказывается первое столкновение Бэтмена с Джокером, причём впервые после перезапуска вселенной, произошедшего после “Кризиса на бесконечных Землях”. Другой важный сюжет “Going Sane” повествует о том, что происходит с Джокером, если бы случилось так, что Бэтмен умер — возвращение к нормальной непреступной жизни.

Первый полнометражный фильм и мультфильм 60х годов с Джокером

В середине 60-х годов Джокер как персонаж был на грани исчезновения. Однако его спасло то, что образ манерного преступника-трикстера стал популярен благодаря его появлению в сериале “Бэтмен” (1966) и полнометражном спин-оффе “Бэтмен.Фильм”. Честь впервые воплотить Джокера вне комиксов досталась актеру Сизару Ромеро, в роли главного врага Летучей мыши он появился в 19 сериях сериала, став самым часто используемым злодеем в сериале (вместе с Пингвином), и своей ролью он определил то, как будут воспринимать образ персонажа вне комиксов на протяжении десятилетий.

В конце 60-х персонаж также впервые появился в мультипликации в мультсериале “The Adventures of Batman”, где его озвучил Ларри Сторч (Storch)

Джокер в комиксах 80-х годов. Перезапуск вселенной DC Comics

Хоть в 70-е годы читатели увидели рождение темного и сумасшедшего Джокера, но именно в 80-е он достиг пика своего злодейства. Это было время больших перемен – в 1985 году DC Comics перезапустили свою вселенную во время событий «Кризиса на бесконечных землях», и дальнейшие истории про Бэтмена стали более темными и мрачными, какими мы привыкли видеть легенды о Темном рыцаре сейчас.

Вместе с Бэтменом на путь мрака встал и его главный враг, который в конце 80-х перевел свой конфликт с Человеком-летучей мышью на более насильственный уровень. Вышедшая в 1988 году «Убийственная шутка» не только раскрыла историю происхождения (одну из многих) Джокера, но и показала его жестокость с близкими Бэтмена, в результате которой Барбара Гордон, она же Бэтгерл, осталась парализована.

В этом же году в сюжете «Смерть в семье» Джокер схватил Джейсона Тодда, второго Робина, и забил его до смерти ломом. Джокер перестал быть просто главным злодеем Бэтмена, он стал личной угрозой для его близких.

В играх

С играми всё проще. Да, их про готэмского героя вышло немало, и в большинстве из них появляется его заклятый враг, но в основном он всего лишь играет роль босса. Сыграть за самого психопата можно в творениях Эда Буна и его команды — дилогии Injustice (про Mortal Kombat vs. DC Universe вспоминать едва ли стоит). Здесь Джокер предстаёт в неожиданном амплуа бойца, способного в рукопашную одолеть хоть Скорпиона, хоть самого Супермена

Увы, в сюжете злодей обделён вниманием: он погибает в самом начале первой части и затем появляется лишь в параллельных измерениях и галлюцинациях. С LEGO-играми тоже всё понятно — здесь клоун столь же безобиден, как и в 1960-е.
Пожалуй, самую оригинальную трактовку персонажа представила студия Telltale в своём интерактивном сериале

Изначально Джокер, известный под именем «Джон Доу», — навязчивый, но в целом безобидный душевнобольной, который просто нуждается в общении. И, в зависимости от решений игрока, может либо пойти по привычной дорожке, либо стать мстителем по примеру Бэтмена.

И всё же, когда речь заходит об играх про Бэтмена и Джокера, нужно признать, что серию Batman: Arkham пока не переплюнул никто. Студии Rocksteady невероятным образом удалось уместить в три проекта (четыре, если считать Origins от WB Games Montreal) всех ключевых персонажей, все главные темы и события почти всех значимых комиксовых арок про Тёмного рыцаря. И это не говоря уже о геймплее, подарившем индустрии революционную боевую систему и рабочий шаблон многих последующих супергеройских игр (Marvel’s Spider-Man тому доказательство). Ну а сам Джокер в аркхэмской серии переживает самую драматичную смерть и не менее драматичную загробную жизнь. В последней из вышедших игр франшизы прекрасно показано, насколько глубоко в сознание героя проник зловещий шут: даже из могилы он продолжает мучить своего противника.

В комиксах


Первая история про Джокера тоже носила название произведения Виктора Гюго: «Человек, который смеётся»

Начнём, разумеется, с комиксов, где клоун дебютировал ещё в 1940 году. Персонажа создали Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, взяв за основу образ Конрада Фейдта из экранизации романа Гюго «Человек, который смеётся». Правда, с несчастным Гуинпленом у него ничего общего, кроме внешности, не было — Джокер сразу предстал преступным гением и жестоким убийцей с извращённым чувством юмора. В своём первом сюжете он передавал по радио, когда умрёт тот или иной представитель готэмской элиты, а затем собственноручно исполнял пророчество.
В пятьдесят четвёртом году под давлением консервативных граждан комиксисты Америки приняли свод правил, фактически обязавший их к самоцензуре. Из приключений Бэтмена и других супергероев напрочь исчезли насилие, откровенность и любые взрослые темы. Ну а Джокер за компанию с другими суперзлодеями превратился в безобидного пакостника, который промышляет бескровными ограблениями. Вернуться к изначальному зловещему образу ему позволили только двадцать лет спустя.
С той поры едва ли не каждый именитый сценарист менял Джокера под себя. У Фрэнка Миллера это жеманный психопат в дорогом костюме, у Брайана Аззарелло — эксцентричный гангстер, любящий втайне ото всех поплакать на роскошной груди Харли Квинн, а Скотт Снайдер изображает совсем уж сбрендившего маньяка, который то отрезает себе лицо, то пришивает обратно. Выбрать из всех этих образов один — задача невыполнимая. Слишком уж они разные.


Наверное, самый растиражированный кадр из «Убийственной шутки»

Но есть один комикс, что уже много лет носит звание безоговорочного шедевра и главного произведения про Джокера, — «Убийственная шутка» Алана Мура и Брайана Болланда. И не зря. Графическая новелла от автора «Хранителей» превращает архиврага Бэтмена в неоднозначного и многослойного персонажа. На её страницах раскрываются и жестокость злодея, и глубина его безумия, и сложность взаимоотношений с Тёмным рыцарем. А ещё прелесть «Убийственной шутки» в том, что она открыта для интерпретаций. Одни увидят в ней трагическую предысторию Джокера, другие — сюжет о его финальном противостоянии Бэтмену, а третьи — тонкую игру в «верю – не верю» с читателем. И каждая из этих точек зрения имеет право на существование.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий